ИССЛЕДОВАНИЕ СКАЗОК
До XVII века в русском языке слово «сказка» означало нечто достоверное, чаще всего - письменное или устное свидетельство, имеющее юридическую силу. Когда говорили «нужно записать сказку», подразумевали «нужно снять показания со свидетеля» или «нужно составить просьбу или ходатайство». Потом это слово стало ассоциироваться с ложью и сплетней. Объясняется это тем что в документах того времени было мало правды, оттого и понятие сказки стало синонимом навета.

И постепенно сказками стали называть только устные истории, а людей их рассказывающих, - сказителями. Существуют самые разные сказки. Рассказывающие о дальних странах или объясняющие простые вещи, сказки о людях, о животных, о предметах; сказки обучающие, грустные или веселые.

С XVIII века начинают появляться писатели, собирающие и обрабатывающие фольклер и народные сказки. Наиболее известны, Якоб и Вильгельм Гримм (в Германии), Шарль Перро(во Франции), Александр Афанасьев и Александр Пушкин (в России). Также предпринимаются первые попытки интерпретаций содержания сказок разными философами. Тогда же проявляются и научные теории, посвященные проблеме волшебных сказок и попытки их интерпритаций.

С конца XIX все больше исследователей начинают интересоваться мифами и сказками, заниматься их анализом и интерпретациями. Такими исследованиями занимались К.Г. Юнг, З. Фрейд и Э.Берн, тем самым повлияв на отношение к сказкам, как к материалу, с которым важно и нужно работать в психологии. «Везде, где ступала нога человека, всегда и в любых обстоятельствах люди создавали мифы, животное воплощение человеческого тела и духа. …. Миф – это чудесный канал, по которому оплодотворяют человеческую культуру во всех ее проявлениях неистощимые потоки энергии космоса.»

З.Фрейд в "Толковании сновидений" анализирует миф о царе Эдипе. И это становится первой попыткой доказать психологическое родство сновидения и мифа. Его последователь К. Абрахам в «Сновидение и миф» анализирует миф о Прометее. И утверждает что миф это не что иное как отрывок пережитой духовной жизни целого народа. А социальное вытеснение приводит к тому что народ не воспринимает первоначального смысла мифов, так же как и человек не в состоянии осознать истинный смысл собственных сновидений. О. Ранк в своей книге «Миф о рождении героя. Опыт психологического толкования мифов.» говорит о механизме проекции, создающий мифы и легенда. И характеризует миф как параноидное образование, которому присуще свойство расщеплять то, что слито в фантазии в единое целое.

А.Бастиан в «Человек в истории» рассматривал основные мифологические мотивы как «элементарные идеи» человечества, которые не передаются от одного человека к другому, а являются врожденными для каждого индивида и могут возникать в разных вариациях в самых разных странах и у разных народов.

Его идеи легли в основу исследований К.Г. Юнгом мифологии, археологии и религий. В ходе которых, он пришел к выводу, что разум человека, в дополнение к индивидуальным чертам несет в себе и коллективное содержание. «Свойственны не только одному, но одновременно многим индивидам, стало быть обществу, народу, либо всему человечеству».

Во время исследования сказок было отмечено поразительное сходство мотивов разных народов разных эпох. Так родились разные версии, три из которых являются основными.
1. Основные сказочные сюжеты родились в Индии и оттуда распространились по всему миру. 2. Основная родина сказок Вавилон.
3. Разные сказки возникали в разных местах и единого центра не существует.

И уже считается неоспоримым тот факт, что сказки несут не столько развлекательный характер, сколько хранят информацию о человеке и его психике.

Авторы сравнивают различные сказки, выявляя общее, обращают внимание на поразительное сходство мотивов сказок разных народов. Предлагают свои концепции возникновения и распространения мифов и сказок в разных странах. Сопоставляют мифы и сказки, выясняя что возникло раньше и легло в основу основных сказочных мотивов. Благодаря З.Фрейду и К.Г. Юнгу было доказано психологическое родство между мифом и сном. Они являются продуктом коллективного бессознательного человеческого разума поэтому универсальны и свойственны одновременно всем людям, обществу, народам.



Зарегистрироваться
Имя
Телефон
E-mail
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website